Статус беженца являет собой правовой механизм, реализация которого право на проживание в стране и использование неких гарантированных государством социальных благ, касающихся не только содержания и социальной защиты, но и даже трудоустройства. Процесс получения этого статуса сопряжен со множеством бюрократических проволочек, усложняющих процедуру.Переезд в Россию

Кого считают беженцем

Согласно ст. 1 ФЗ от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 22.12.2014) “О беженцах”, ими считаются иностранцы или апатриды, которые в результате обоснованной опасности стать жертвой расовых, религиозных, этнических, политических и иных указанных в законе преследований находятся за пределами своей страны (или страны своего постоянного пребывания) и не могут или не хотят по причине таких опасений пользоваться защитой своего государства.

Статус беженца в РФ могут получить иностранцы и апатриды, прибывшие или желающие прибыть в Россию, а также те, кто уже законно или незаконно находятся на территории страны.

При этом ст. 2 ФЗ «О беженцах» определяет перечень оснований, при наличии которых у лица оно не может быть признано беженцем, о чем мы расскажем ниже. В бытовом понимании беженцами также принято считать лиц, которые перемещаются внутри страны или просят временного убежища, что ошибочно.

Права и обязанности беженцев в РФ

Особенности правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации определены не только ФЗ «О беженцах», но и международными документами: Женевской конвенцией от 28.07.1951 и Нью-Йоркским Протоколом, касающимся статуса беженцев, от 31.01.1967. Эти документы определяют основные принципы, которых должно придерживаться внутреннее законодательство страны о беженцах, минимальные нормы обращения с лицами, которые обратились за помощью, основные права, на которые могут претендовать беженцы. Ключевое положение документов – запрет на высылку беженцев и их принудительный возврат в страну постоянного пребывания.

Учитывая данные нормативы, международно-правовой статус беженцев – это основание для их законного пребывания на территории страны, в которой они этот статус получили. Помимо этого, в число основных гарантированных ст. 8 ФЗ «О беженцах» прав входит:

  • право на услуги переводчика, разъяснение предоставленных мигранту прав и содействие в получении въездных документов;
  • право на проживание в жилом помещении, питание и пользование коммунальными услугами;
  • право на медицинское и лекарственное обеспечение;
  • право на содействие в получении профессионального образования и трудоустройство;
  • право на социальную защиту и обеспечение, в том числе получение социального пособия;
  • право обратиться за получением разрешения на временное проживание в РФ и получение гражданства РФ в установленном законом порядке;
  • право на добровольное возвращение в страну своего предыдущего пребывания

Вместе с этим конституционно-правовой статус беженцев налагает на них ряд обязанностей:

  • соблюдение законодательства РФ;
  • соблюдение порядка проживания в предоставленном жилом помещении;
  • своевременное прибытие в миграционные органы;
  • прохождение переучета в органах миграции в установленные законом сроки;
  • сообщение о смене анкетных данных, места пребывания.

Процедура получения статуса

Этапы признания лица беженцем определены положениями ст. 3 ФЗ «О беженцах». Согласно ей, человеку, желающему получить указанный статус, необходимо:

  • обратиться с соответствующим ходатайством;
  • пройти процедуру предварительного рассмотрения;
  • получить решение о выдаче свидетельства о рассмотрении обращения;
  • пройти рассмотрение обращения по существу;
  • получить соответствующее решение и – при положительном результате – получить удостоверение беженца.

Поскольку прохождение данных этапов имеет множество особенностей, целесообразно рассмотреть каждый из них подробнее.

Куда необходимо обратиться

Решение о признании лица беженцем принимает исключительно миграционный орган – на данный момент это ГУВМ МВД. Однако, согласно ст. 4 ФЗ «О беженцах», соответствующее ходатайство может быть подано заинтересованным лицом в:

  • дипломатическое или консульское учреждение РФ – если иностранец находится за пределами государства своего пребывания или за пределами РФ;
  • пограничные органы при прохождении пограничного контроля, если лицо находится за пределами РФ;
  • пограничные органы или органы миграционного контроля в течение суток, если лицо попало на территорию РФ незаконно;
  • в территориальное подразделение ГУВМ МВД по месту законного пребывания мигранта на территории РФ.

Подача ходатайства

Согласно ч. 1.1 ст. 4 ФЗ «О беженцах», лицо, желающее получить указанный статус, должно подать прошение на статус беженца. Оно подается в виде ходатайства по форме, установленной Приложением № 3 к Административному регламенту, утвержденному приказом ФМС № 352 от 19.08.2013.

Ходатайство подается в письменной форме и не может быть подано в виде электронного документа.

Указанная форма должна содержать анкетные данные лица, подающего прошение, государство гражданской принадлежности, дату и место рождения, перечень лиц, прибывших вместе с заявителем и находящихся у него под опекой или не достигших совершеннолетия, а также просьбу о признании статуса беженцем.

Такое ходатайство принимается от каждого совершеннолетнего дееспособного члена семьи. Оно заполняется на русском языке – если лицо им не владеет, ему предоставляется переводчик.

Принятие и рассмотрение ходатайства

Согласно п. 45 Административного регламента, прием ходатайств осуществляется в день обращения лица, просящего предоставить статус беженца. При отсутствии у него документов, отсутствии переводчика или по иным причинам дата приема может быть перенесена и должна быть согласована с заявителем.Рассмотрение ходатайства

Изначально порядок признания лица беженцем предусматривает предварительное рассмотрение его прошения. Согласно п. 79 Административного регламента, оно осуществляется в пятидневный срок с момента поступления в миграционные органы. В процессе предварительного рассмотрения все документы формируются в личное дело.

При предварительном рассмотрении ходатайства уполномоченный сотрудник миграционных органов проверяет сведения, предоставленные заявителем, учитывая внутриполитическую, санитарную и иную обстановку в стране гражданской принадлежности заявителя. Кроме того, определяется наличие обстоятельств, дающих право на получение статуса, для чего сотрудник УВМ МВД оформляет соответствующие запросы.

Результат рассмотрения

По результатам предварительного рассмотрения принимается решение о дальнейшем рассмотрении ходатайства или об отказе в этом. При вынесении положительного решения в течение суток заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем. Оно выдается лишь совершеннолетним дееспособным лицам – сведения в отношении несовершеннолетних лиц и лиц, находящихся под опекой, заносятся в свидетельство одного из родителей или опекунов.

Указанное свидетельство является основанием для регистрации в миграционных органах и для направления его владельцев в центр временного пребывания. Получение свидетельства является основанием для рассмотрения ходатайства по существу.

Основания для отказа

Миграционные органы могут отказать в рассмотрении ходатайства по существу. Согласно ст. 5 ФЗ «О беженцах», основаниями для отказа могут служить обстоятельства, подтверждающие:

  1. возбуждение уголовного дела за преступление на территории России;
  2. получение ранее отказа в рассмотрении прошения по существу в связи с отсутствием обстоятельств, необходимых для предоставления статуса, если они до сих пор не изменились;
  3. получение отказа в предоставлении статуса от других стран, входящих в ООН, если их законодательство не противоречит законодательству РФ;
  4. наличие гражданства третьей страны и возможности воспользоваться его защитой;
  5. прибытие с территории иного государства, в котором лицо могло получить статус беженца;
  6. отсутствие обстоятельств, дающих право получить статус;
  7. незаконное пересечение границы с РФ с целью получения статуса и нарушение установленного для этого порядка;
  8. отказ лица предоставить необходимые сведения;
  9. нахождение заявителя в браке с гражданином РФ, дающее право на получение разрешения на временное проживание;
  10. наличие разрешения на временное проживание на территории РФ.

Решение об отказе с указанием причин и мотивов направляется мигранту в течение трех дней после его вынесения.

Обжалование отказа

Лицо, получившее отказ в рассмотрении ходатайства по существу, имеет право на его обжалование. Порядок этих действий должен быть разъяснен заявителю.

Отказ, согласно п. 143 Административного регламента, может быть обжалован в досудебном порядке посредством подачи жалобы в вышестоящие миграционные органы.

Обжалование осуществляется в течение месяца с момента получения решения об отказе или в течение трех месяцев с момента, когда аппликанту стало об этом известно.

Такая жалоба должна содержать наименование органа, чьи решения обжалуются, анкетные и контактные данные, сведения об обжалуемых решениях и доводы, которые делают такое решение незаконным. Жалоба рассматривается в 15-дневный срок с момента ее регистрации.

По результату рассмотрения вышестоящим органом принимается решение об удовлетворении или частичном удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении. Результаты рассмотрения направляются заявителю не позднее следующего дня после рассмотрения.

Кроме того, решение об отказе в рассмотрении ходатайства, согласно п. 156 Административного регламента, может быть обжаловано в судебном порядке.

Если заявитель не использует свое право на обжалование, согласно ч. 4 ст. 5 ФЗ «О беженцах», в течение месяца с момента получения отказа он обязан покинуть территорию РФ вместе с членами своей семьи.

Пакет документов

Чтобы успешно оформить статус беженца в 2018 году, мало просто обратиться в миграционные органы – необходимо также представить ряд документов. Так, согласно п. 24 Административного регламента, вместе с ходатайством заявители обязаны представлять документы, удостоверяющие личность, на себя и членов семьи. Если они составлены на иностранном языке, документы подлежат переводу на русский.

Обычно документа, удостоверяющего личность достаточно, однако заявитель вправе представить любые другие документы и материалы, которые обосновывают его прошение. Чем больше документов представит кандидат, тем больше шансов на вынесение положительного решения. Все они подлежат приобщению к личному делу кандидата.Оформление беженцев

Отсутствие документов

Отсутствие документов, удостоверяющих личность лица, не является основанием для отказа в рассмотрении ходатайства. Если у мигранта отсутствуют такие документы, он должен объяснить причину их отсутствия и представить любые другие удостоверяющие личность документы, кроме паспорта, а также иные документы, которыми он обосновывает свое прошение. При отсутствии таких бумаг все необходимые сведения записываются с его слов.

В дальнейшем лицо, которое принимает решение о рассмотрении ходатайства, в целях установления личности беженца делает соответствующие запросы в компетентные органы.

Как происходит идентификация личности

Согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ «о беженцах», в день подачи ходатайства заявителю необходимо пройти процедуру идентификации личности. Она, согласно п. 73 Административного регламента, предусматривает обязательную дактилоскопическую регистрацию – снятие отпечатков пальцев заявителя, а также фотографирование, которые проводятся уполномоченным сотрудником миграционных органов. Полученные результаты вносятся в личное дело беженца.

Медицинское освидетельствование

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 6 ФЗ «О беженцах», лицо, которое ходатайствует о предоставлении ему статуса беженца, обязано пройти медицинский осмотр. Согласно п. 40 Административного регламента, по результатам такого освидетельствования выдается соответствующий медицинский сертификат.

Анкета и опросный лист

Особенности административно-правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев, как уже было сказано, требуют от указанных лиц не только подачи ходатайства, но и заполнения анкеты и опросного листа, форма которых утверждается Административным регламентом. Согласно п. 30 Административного регламента, они заполняются со слов заявителя на русском языке уполномоченным работником миграционных органов. Данные вносятся в них по результатам опроса и индивидуального собеседования.

Предварительная анкета для определения статуса беженца содержит биографические данные заявителя и обстоятельства, свидетельствующие о мотивах его обращения и ходатайства. Кроме сведений о заявителе в анкету вносятся сведения о членах его семьи, прежних местах пребывания, документах, удостоверяющих личность, маршрут и обстоятельства прибытия на территорию РФ, факты направления ходатайств в международные организации и другие страны, а также иные сведения. Форма анкеты должна соответствовать Приложению № 5 к регламенту.

После опроса с заявителем проводится индивидуальное собеседование. Его результаты заносятся в опросный лист по форме, утвержденной Приложением № 6 к регламенту. Помимо данных о заявителе, в нем фиксируются вопросы к заявителю, касающиеся мотивов его обращения, а также ответы на эти вопросы.

По окончании собеседования данные, внесенные в опросные листы, зачитываются заявителю, уточняются все неточности и противоречия. Для уточнения внесенных данных могут проводиться дополнительные собеседования, фиксация которых также требует заполнения опросных листков.

Внесенные в данные документы сведения подлежат проверке, по результатам которой и принимается решение о рассмотрении ходатайства по существу.

Рассмотрение ходатайства по существу

Согласно с. 7 ФЗ «О беженцах», рассмотрение ходатайства по существу осуществляется в течение 3 месяцев, если лицо находится на территории РФ, и в течение 2 месяцев, если за ее пределами. Такое рассмотрение предусматривает проведение дополнительных собеседований, всестороннее изучение причин и обстоятельств обращения, проверку достоверности представленных сведений, установление обстоятельств, которые дают право на получение статуса беженца. В целях всестороннего изучения обстоятельств указанные выше сроки могут быть продлены.

По результатам рассмотрения ходатайства миграционные органы принимают решение о признании беженцем или об отказе в таком признании. Указанное решение в течение 3 дней направляется заявителю. В случае принятия положительного решения на беженца оформляется удостоверение.

Удостоверение беженца

Удостоверение беженца выдается всем лицам, в отношении которых принято соответствующее решение и которые достигли совершеннолетия. Если лицо не достигло совершеннолетия, но прибыло на территорию РФ без родителей, ему также оформляется удостоверение. В документ вносятся сведения о членах семьи, не достигших совершеннолетия, а также о тех лицах, которые находятся под опекой. Форма документа установлена постановлением Правительства РФ № 356 от 10.05.2011. Удостоверение выдается на бумажном носителе и не может быть выдано в форме электронного документа. Копия документа приобщается к личному делу.

Удостоверение является документом, удостоверяющим личность беженца, и действует на территории всей страны. Оно является основанием для регистрации в миграционных органах. В данный документ вносятся:

  • анкетные данные лица, признанного беженцем;
  • указание на документы, которыми подтверждена его личность;
  • фотография и отпечаток пальца;
  • пол, семейное положение и подпись;
  • дата выдачи и окончания действия, а также наименование органа, который его выдал.

Рекомендуем узнать больше о том, какие привилегии получает владелец удостоверения беженца.

Сдача национальных документов

Согласно ч. 8 ст. 7 ФЗ «О беженцах», при получении удостоверения лицо, признанное беженцем, сдает свой национальный паспорт и иные документы, которые удостоверяют его личность. Они остаются на хранении в миграционных органах.

Упрощенная процедура для украинцев

Те, кто интересуются, как получить статус беженца в России гражданину Украины, рассчитывают на некий упрощенный порядок оформления, но это ошибочно. На самом деле оформление украинцами указанного статуса совершенно ничем не отличается от оформления его гражданами других стран.

В 2014 году Госдума РФ рассматривала законопроект, которым гражданам Украины предлагалось давать статус беженцев в ускоренном специальном порядке, однако данный документ был отклонен. Поэтому украинцы оформляют статус беженцев в общем порядке. Упрощенный порядок предусмотрен лишь для предоставления временного убежища.

То, что дает статус беженца в России для украинцев с юго-востока – разрешение на пребывание в РФ и размещение в центре временного пребывания. Правовой статус граждан Украины на территории РФ имеет некоторые преференции для них и без получения статуса беженцев. В частности, украинцы имеют право находиться на территории РФ в течение 90 дней без дополнительного разрешения, на них распространяются особые условия получения разрешения на временное проживание и вид на жительство, право работать на основании патента, а также упрощенный порядок получения гражданства, в том числе по государственной программе содействия переселению соотечественников.

Оформление статуса беженца в Москве

Столица, в силу экономического и социального статуса, является одним из самых привлекательных городов для беженцев. Однако из-за массовости обращений далеко не все заявители получают желаемый статус, в связи с чем возникают правовые проблемы реализации статуса беженца в Москве.

Тем, кто обращается в московские миграционные органы, очень часто приходится получать отказ в регистрации по причине наплыва заявителей, отсутствия необходимых для их обработки человеческих ресурсов и отсутствия мест в центрах временного пребывания. Поэтому для успешного и оперативного получения статуса беженца рекомендуется обращаться в региональные управления ГУВМ МВД и их территориальные подразделения.

Срок действия статуса

Вопреки сложившемуся стереотипу, статус беженца предоставляется миграционными органами без указания срока: он действует до того момента, пока беженец не утратит данный статус или не будет его лишен. Однако каждые полтора года беженцы обязаны проходить переучет, в ходе которого решается вопрос о сохранении или утрате статуса. Ограниченным считается лишь срок действия удостоверения беженца, которое действует на протяжении трех лет.Беженцы в России

Причины для отказа в статусе

Главной причиной для отказа в предоставлении статуса беженца является отсутствие оснований для его получения, то есть необоснованность опасений стать жертвой преследований и несоответствие другим критериям, которые указаны в пп. 1 п. 1 ст. 1 ФЗ «О беженцах». Кроме того, отказ в предоставлении статуса, согласно ст. 2 ФЗ «О беженцах», может быть вынесен лицам:

  • в отношении которых есть подозрения, связанные с совершением преступлений против мира, человечества и военных преступлений;
  • совершившим тяжкие преступления до прибытия в РФ;
  • не лишенным защиты со стороны властей своей страны;
  • которые уже находятся под защитой ООН;
  • которые покинули страну по экономическим причинам, вследствие голода, техногенного происшествия.

Утрата и лишение статуса

Нормативы, определяющие, в каких случаях лицо утрачивает статус беженца, установлены ст. 9 ФЗ «О беженцах». Это происходит, когда беженец:

  • получает вид на жительство или приобретает гражданство РФ;
  • добровольно пользуется защитой государства своей гражданской принадлежности;
  • снова приобретает гражданство, которого лишился;
  • приобретает гражданство иного государства и пользуется его защитой;
  • вновь добровольно обосновался в государстве своего предыдущего пребывания;
  • больше не может отказываться от защиты государства своей принадлежности по причине устранения обстоятельств, вынудивших его покинуть страну;
  • является апатридом и может вернуться в страну своего прежнего пребывания по причине устранения обстоятельств, вынудивших его ее покинуть.

Кроме того, ст. 9 ФЗ предусматривает также основания для принудительного лишения статуса. Так, лицо принудительно лишается статуса беженца, если:

  • осуждено на территории РФ за преступление, совершенное на территории РФ;
  • сообщило о себе ложные сведения или предоставило фальшивые документы;
  • привлечено к административной ответственности за проступки, связанные с оборотом наркотиков.

Лицо, утратившее указанный статус, согласно ч. 5 ст. 9 ФЗ, обязано покинуть территорию России вместе с членами семьи в месячный срок.

Отличие статусов временного убежища и беженства

Чтобы разобраться, в чем разница статусов беженца и временного убежища, необходимо обратиться к положениям закона «О беженцах». Их анализ позволяет выделить ряд отличий указанных статусов, в числе которых:

  1. Основания для получения: на временное убежище могут претендовать как лица, имеющие основание быть беженцами, так и не имеющие таких оснований.
  2. Сроки действия: в отличие от бессрочного статуса для беженцев, статус временного убежища дается лишь на год с возможностью продления.
  3. Проживание: в отличие от беженцев, тем, кто получил убежище, не предоставляется жилье.
  4. Ограничение в правах: лица, получившие убежище, имеют меньше прав в сфере медицинского обслуживания и социального обеспечения.

По сути, убежище можно считать неким временным гуманитарным статусом.

Узнайте подробнее о такой гуманитарной форме защиты переселенцев, как политическое убежище.

На что дает право статус беженца

В силу действия ст. 8 ФЗ «О беженцах», лица, получившие указанный статус, обладают достаточным объемом гражданских прав и свобод, которые они могут реализовывать на территории РФ. Так, указанные лица имеют право на получение жилых помещений для временного проживания – прописка для беженцев оформляется по этому месту их проживания.

Помимо жилья, они имеют право на работу по найму наравне с гражданами РФ.

Узнайте более детально о том, как устроится на работу беженцам.

Вместе с этим они имеют такое, как и россияне, право на медицинскую и лекарственную помощь.

Кроме прочего, беженцы пользуются правом на получение содействия в направлении на профобучение наравне с россиянами. Более того, статус беженца не является препятствием для получения банковских ссуд.

Самые простые способы получения российского гражданства: Видео

Похожие статьи